Самарские речники в Чернобыле
Не многие знают, что в 1986 году самарские, а в то время еще куйбышевские речники приняли самое непосредственное участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. После аварии четыре двухпалубных теплохода «Карелия», «Россия», «Эстония» и «Грузия» отошли от нашего речного вокзала. Куда? Об этом и пойдет наш рассказ.
Для собранных со всего Советского Союза на ликвидацию чернобыльской аварии рабочих нужно было жилье. Строить даже временные поселки рядом с «зоной» было не безопасно. Ведь в любой момент мог прогреметь новый взрыв на АЭС. Именно поэтому в качестве «жилья» для рабочих были выбраны корабли.
На экипировку каждого корабля было потрачено по 175 тысяч рублей, что в те далекие времена считалось громадной суммой… Для «плавучих гостиниц» был специально разработан и впервые использован отвод фекалий через очистительную систему. Все трапы и системы энергообеспечения, тянувшиеся к кораблю с берега, были закреплены таким образом, чтобы в случае взрыва корабли могли отчалить в течение считанных секунд. Предполагалось, что теплоходы будут использоваться как гостиницы на плаву и в зимнее время. Поэтому корабли утеплили. На фотографии вы видите именно надстройку утепления, под которой скрываются палубы. С утеплением вес корабля составлял 71 тонну.
К месту назначения пришлось идти через Днепр. Тут выяснилось, что только в книгах Тараса Шевченко Днепр глубок и широк. Для прохода кораблей дно реки пришлось углублять земснарядами. Только после этого теплоходы прошли к тому месту, где им и суждено было простоять полгода. Место это находилось километров за 40 от самого Чернобыля, рядом с деревенькой Страхолесье и было под стать своему названию. Вокруг одни леса и болота. Говорят, что даже немцы в войну обошли эти места стороной. Жизнь так и шла старинным укладом до начала строительства АЭС. Строители, можно сказать, стали первооткрывателями этих Богом забытых мест. Именно они принесли сюда слабые проблески цивилизации.
От самой «зоны» корабли и небольшой городок были отделены контрольно-пропускным пунктом, где возвращающиеся с «зоны» рабочие проверялись на радиоактивное загрязнение. Носильные вещи, впитавшие в себя радиацию, собирались в контейнеры и закапывались в «зоне». При входе на корабли все обязаны были пройти вторую проверку, так как первую некоторые умудрялись проскочить. Однажды из-за частых, по мнению рабочих, проверок чуть не разгорелся скандал. Люди возвращались с работы вымотанные и никак не хотели тратить свое свободное время на всякие там проверки. Скандал замяли. Однако, радиации на корабль все равно заносилось довольно много. Кстати, лучше всего радиацию впитывают джинса, кожа и мягкие пористые металлы. Именно эти материалы из одежды рабочих и их оборудования старались исключить.
Люди на работу в Чернобыле приехали разные: были тут и надежные работники, а были и алкаши и бывшие зэки, приехавшие сюда за «длинным» рублем. Единственное, чего в Чернобыле не было, так это мародерства. Так как все понимали: каждая вынесенная из «зоны» вещь несет в себе медленную смерть для ее хозяина.
Простояв полгода в Страхолесье, корабли отправились на строительство городка Славутич. Кстати, теплоходы пришли в Чернобыль не только из Куйбышева. И большинство из них нашли в Славутиче свое последнее пристанище. Наши теплоходы эта участь миновала. Все они вернулись своим ходом в Куйбышев.
На каждой стоянке по пути в родной порт все корабли проходили тщательную проверку и очистку от радиации. Когда суда прибыли на место назначения, по словам очевидцев, радиационный фон на берегу Волги был значительно выше, чем на их палубах. Корабли вернулись торжественно, можно сказать, вернулись с победой, но только после этого и начались главные мучения «победителей». Сначала речникам вообще не хотели присваивать льготы чернобыльцев, так как почему-то решили, что речники, не участвовавшие лично в тушении пожара, радиации совсем даже не «хватали» и героями считаться не могут. Правда, потом их права все-таки признали и даже… вручили грамоты от администрации речного порта и комсомольской организации области. Сейчас у речников есть небольшие льготы по оплате квартиры. Впрочем, самих квартир у многих из них до сих пор нет.